Котел - не роскошь, а средство отопления. И если для вас магистральный газ - весьма туманная или слишком дорогая перспектива, а стоимость дизельного топлива (которая уже практически сравнялась с ценой бензина марки 95), а равно и затраты на оплату электроэнергии кажутся непомерными, выход один - в качестве источника энергии для обогрева собственного дома использовать твердое топливо.
Итак, выбираем твердотопливный котел. Сегодня на рынке представлены самые разнообразные их виды. Работают они на дровах, угле (буром, каменном, антраците, коксе), а также на торфяных, деревянных, угольных и прочих брикетах. Такой котел функционирует по вполне понятной классической схеме, в которой все продумано, кроме одного: закладка топлива прогорает в течение 2-4 ч. Значит, если с вечера затопить его, среди ночи придется встать и отправиться в котельную, чтобы добавить топлива, иначе есть риск к утру замерзнуть. Согласитесь, перспектива малоприятная: в три поднялся, к пяти с трудом снова заснул, в семь зазвонил будильник, призывая вновь идти в котельную. А в середине рабочего дня кто будет дрова подбрасывать? Впору истопника нанимать...
Но все же выход существует. Производители котельного оборудования теперь снабжают свои изделия увеличенными загрузочными камерами, электрическими ТЭНами, усовершенствованными схемами горения, а также предлагают автоматические котлы, работающие на новом виде топлива - пеллетах. Попробуем разобраться, что собой представляет каждый из перечисленных видов устройств и насколько они помогают решить названную проблему.
Увеличиваем загрузку
Современные бытовые твердотопливные котлы вобрали в себя достоинства своих предшественников. Основное из них: система отопления не требует электропитания. (Правда, в последнее время котлы стали оборудовать дымососами, требующими 50-150 Вт электрической мощности.) Причем теперь котлы могут автоматически поддерживать заданную температуру теплоносителя. Происходит это следующим образом: на котле смонтирован датчик, следящий за температурой теплоносителя; если она превышает установленную, устройство прикрывает заслонку и горение замедляется. Если же температура опускается ниже заданного значения, заслонка открывается. Самое главное - в современных котлах увеличен объем загрузочной или топочной камеры (а в некоторых случаях - и размер дверец, ведущих в эти камеры). В результате длительность горения одной загрузки топлива возросла в 1,5-2 раза и достигла 8 ч (максимальная заявленная производителями цифра, которую нам удалось найти при подготовке этой статьи). Многие изготовители оснастили камеры сгорания своих котлов регулируемыми системами подачи вторичного воздуха, используемого для дожига дымовых газов, - это повышает КПД оборудования. Теперь есть возможность с помощью дымовых клапанов регулировать количество продуктов сгорания, уходящих через дымоход, что позволяет обеспечить оптимальную тягу. В конструкциях котлов предусмотрена дополнительная защита от перегрева - специальный охлаждающий контур. Благодаря ему можно достаточно быстро снизить температуру теплоносителя как вручную (открывая и закрывая клапан), так и автоматически (команду клапану дает термостат).
Твердотопливные котлы снова в моде
В наши дни популярность котлов на твердом топливе возрастает как на европейском рынке котельного оборудования, так и в странах ближнего зарубежья. В первую очередь это связано с желанием потребителей не зависеть от поставок газа и нефти из государств с нестабильной политической ситуацией. Идея "газовой независимости" в умах европейцев зрела давно, но активно воплощать ее в жизнь начали только после памятного конфликта между Россией и Украиной в начале 2009 г. Тогда украинская сторона перекрыла трубопроводы, по которым российский газ транзитом поступал в Европу. Вторая причина - чисто экономическая. Ведь дрова, уголь или пеллеты - недорогая альтернатива нефти и газу. (Для справки: тепло, получаемое от дров, дешевле, чем от угля, примерно в 1,5-2 раза; по сравнению с теплом от солярки - в 5- 8 раз, а от электричества - в 12-17 раз.) Сжигая опилки, щепу, лузгу подсолнечника, а также изготовляемые из них брикеты и гранулы, можно заодно утилизировать отходы деревообработки и сельскохозяйственного производства. В последнее время интерес к твердотопливным котлам растет и в России. Причин тому несколько: в некоторых регионах к жилью до сих пор не подведен газ, а там, где это уже сделано, подключить его довольно дорого. Только подсоединение дома к газовой магистрали порой стоит 500-800 тыс. руб., а если дом стоит чуть на отшибе - даже больше. К тому же правительство снова обещает увеличить тарифы на газ на 27 %. Если же автоматический (то есть почти не требующий вмешательства в свою работу, как и газовый) пеллетный котел вместе с установкой обойдется в 300-400 тыс. руб., вы скорее всего отдадите свои симпатии именно ему. На сэкономленные деньги можно купить столько пеллет, что их хватит котлу лет на 10.
Ассортимент твердотопливных котлов с увеличенной загрузкой довольно разнообразен: российские и импортные, стальные и чугунные, работающие только на одном виде топлива и на нескольких, для систем с естественной или принудительной циркуляцией. Широк и ценовой диапазон - от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей. Выпускают их компании Atmos, Dakon, Орор, Rojek, Viadrus (все - Чехия), Protherm (Словакия), Buderus, Olymp (обе - Германия), Roca (Испания), CTC (Швеция), Jama (Финляндия), Wirbel (Австрия), Demir Dokum (Турция), Hajdu (Венгрия), Sime (Италия), НМЗ, "Пламя", "Ставан", "Эван" (все - Россия). Большинство из перечисленных фирм уже довольно долго работают на отечественном рынке. А вот продукция Atmos, Hajdu, Орор и Wirbel появилась на нем относительно недавно, но уже успела завоевать популярность. И это вполне закономерно - в конструкции котлов названных фирм использованы оригинальные технические решения.
Не все твердотопливные котлы "всеядны"
"Всеядных" котлов увеличенной загрузки, позволяющих использовать любой вид твердого топлива, на нашем рынке не так много. Это в основном чугунные агрегаты: Solida (Sime), Logano, G211 (Buderus), Opop H (Opop), "Бобер" (Protherm), Hercules U 26 (Viadrus), а также котлы из серии Solitech Basic (Demir Dokum). Выбирая котел, имейте в виду, что у некоторых производителей есть модели с предписанным (основным) и резервным видами твердого топлива. Например, основное топливо - дрова; резервное - бурый уголь, брикеты, кокс. Или наоборот: предписанное топливо - бурый уголь; резервное - дрова. Если потребитель не знает этого и котел постоянно работает вместо основного топлива на резервном, его КПД (а значит, и тепловая мощность) может снизиться на 5-10 %. В результате расход топлива увеличится. К твердотопливным котлам, для которых предписанным топливом являются дрова (древесные брикеты и т. п.), относятся DOR D (Dakon), Logano G211 D и Logano S111 D (оба - Buderus), U22 D (Viadrus). Уголь (каменный, бурый, антрацит, кокс и т. д.) является предписанным топливом для таких котлов, как DOR (Dakon), Logano S111 (Buderus), AC 25S (Atmos) и U22 С (Viadrus).
Рассмотрим оборудование EKO (Wirbel). Это стальные водогрейные твердотопливные котлы мощностью 14-80 кВт. В качестве основного топлива применяют кокс, уголь, дрова (длина поленьев - 600 мм) и тор-фяные брикеты. При необходимости их можно перевести на газ, солярку или пеллеты - в нижней дверце котла есть отверстие для установки соответствующей горелки. Топочная камера изготовлена из стали толщиной 5 мм, что обеспечивает срок службы котла не менее 15 лет.
Стальные и чугунные теплообменники
Твердотопливные котлы могут быть оснащены стальными и чугунными теплообменниками. Каждый тип этих устройств имеет свои достоинства и недостатки. Теплообменники из чугуна устойчивее к коррозии, чем стальные (чугун и сам по себе менее подвержен коррозии, да к тому же чугунный теплообменник имеет большую толщину). Чугун обладает более высокой теплоемкостью, поэтому теплообменник из него долго нагревается, зато медленно остывает. Но поскольку чугун - материал более хрупкий, чем сталь, при эксплуатации чугунных теплообменников возникает проблема так называемого температурного шока (термоудара), из-за которого секции устройства могут растрескаться. Причина этого - значительная разница температур воды в подающей линии и "обратки" (производители не зря указывают в паспорте прибора минимальную температуру в обратной магистрали). Некоторые фирмы (например, Sime и Wirbel) применяют конструкторские решения, позволяющие избежать опасных для чугуна перепадов температуры внутри теплообменника. Стальные теплообменники более легкие и ударопрочные, что немаловажно при перевозке, погрузке и выгрузке (в чугуне при этом могут возникать микротрещины). Кроме того, такие устройства из стали менее чувствительны к перепадам температуры. Наконец, немаловажно, что котлы со стальными теплообменниками дешевле. Но... эти аппараты подвержены коррозии, вызываемой конденсатом, образующимся при понижении температуры теплообменника ниже точки росы. Срок службы стального теплообменника зависит от качества стали, ее толщины и условий эксплуатации.
Особенностью конструкции котлов Rojek является водоохлаждаемая колосниковая решетка из жаропрочной стали. Это позволяет не только увеличить теплоотдачу, но и запускать в котел обратную воду температурой 40 °С (хотя обычно данный показатель должен быть не ниже 60 °С). Под решеткой расположен гребень, с помощью которого можно очистить ее, не открывая дверцу котла. Водоохлаждаемыми колосниками оснащает свои котлы и фирма Hajdu, но изготовлены они не из круглой, а из квадратной трубы сечением 50 × 50 мм.
Системы очистки топочной камеры совершенствуют и другие производители. Например, Dakon оборудует свои котлы патентованной системой поворотных колосников, дополненной откидным колосником, - его приводит в движение специальный рычаг, который выведен на корпус котла. Похожее устройство есть в котлах Buderus.
Котлы с встроенным ТЭНом
Некоторые котлы, работающие на твердом топливе, производители оборудуют (или предлагают сделать это на заказ) встроенным ТЭНом. Подобная идея не нова - электрическим нагревателем укомплектованы так называемые многотопливные котлы, способные работать на четырех основных видах топлива: твердом, жидком, газообразном и электроэнергии. Их выпускают фирмы CTC, Jama, "Зио-саб" (модель "Зиосаб-45") и "Мета" (котлы "Пламя") (обе - Россия).
Заявленная и реальная длительность горения
Выбирая твердотопливный котел, потребитель в первую очередь обращает внимание на заявленную производителем длительность горения одной полной закладки топлива. Величина эта, безусловно, важна, однако к цифрам, указываемым изготовителем, следует относиться с осторожностью. Например, в котлах верхнего горения БКТТ (СЗОС, Белоруссия), согласно лабораторным испытаниям, полная закладка в минимальном режиме прогорает за 31,5 ч, а в максимальном - за 6,1 ч. Причем производитель честно предупреждает, что это ориентировочные данные, так как продолжительность горения одной закладки топлива зависит от его качества, наружной и внутренней температуры, теплосберегающей способности здания и др. Так, дрова, влажность которых превышает 30 %, горят нестабильно и не обеспечивают должную температуру теплоносителя. Аналогичное явление возможно и при недостаточной тяге, даже если дрова сухие.
Следует учесть, что твердотопливные котлы дополнительно оснащают ТЭНом с несколько иной целью, чем многотопливные. ТЭН здесь призван лишь поддерживать заданную температуру теплоносителя в перерывах между протапливанием. Он включается, только когда твердое топливо прогорит и температура теплоносителя снизится до заданного предела (ее, а также включение и отключение ТЭНа контролирует специальный блок управления). Таким образом, ТЭН здесь является тем самым элементом, который избавляет потребителя от необходимости подниматься среди ночи, чтобы подбросить дров в котел.
Подобные котлы расходуют не очень много электроэнергии: мощность ТЭНов, которые в них устанавливают, заведомо ниже, чем необходимо для отопления дома. Ведь они только подогревают теплоноситель, а для этого тепла нужно значительно меньше.
На нашем рынке котлы с встроенным ТЭНом пока представлены не слишком широко. Среди распространенных моделей стоит упомянуть EKO-EL (Wirbel), имеющую водоохлаждаемую колосниковую решетку и рассчитанную на использование в качестве основного топлива угля, дров и др.; котел Warmos-TT ("Эван"), а также "Дымок" и Mix ("Завод отопительной техники и автоматики" - ZOTA, Россия).